Реализуемые программы

 В школе реализуются образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. 

Уровень начального образования (1-4 классы)

Концепция начального образования исходит из приоритета цели развития личности младшего школьника на основе его ведущей деятельности – учебной. Основная цель образования – обеспечение этапа становления личности младшего школьника, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Для реализации этих задач педагогическим коллективом определяются приоритеты целей начального образования: на первый план ставятся цели развития личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.

В начальной школе реализуются следующие образовательные программы:

• обучение по развивающей системе Л.В. Занкова 
• обучение на основе концепции «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
• обучение по развивающей личностно-ориентированной системе "Перспективная начальная школа"

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть представлена следующими предметными областями и учебными предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, физическая культура, технология, музыка, изобразительное искусство, Основы религиозных культур и светской этики.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части  или на введение специально разработанных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений образовательного процесса.

Уровень основного общего образования (7-9 классы ФКГОС)

Обучение в основной школе направлено на реализацию следующих целей:
• формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
• приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
• подготовку к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основное общее образование - завершающий уровень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этом уровне является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка учащегося к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы:
Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География,  Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Школа предоставляет возможность изучения предметов в рамках предпрофильнойподготовки:
• раннее изучение физики
• раннее изучение экономики
• углубленное изучение физики
• углубленное изучение экономики
• углубленное изучение математики
• углубленное изучение информатики.

Основное общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Учащиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на уровне среднего общего или среднего профессионального образования.

Уровень основного общего образования (5-9 классы ФГОС)

Целью основной образовательной программы основного общего образования, реализующей ФГОС, является достижение выпускниками планируемых результатов:
• личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
•  предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение.

Обязательная часть учебного плана для 5-х классов представлена следующими предметными областями и учебными предметами:

  • Русский язык и литература (Русский язык, Литература)
  • Иностранный язык  (Иностранный язык (Английский)
  • Математика и информатика (Математика)
  • Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География)
  • Основы духовно - нравственной культуры народов России (Основы духовно - нравственной культуры народов России)
  • Естественнонаучные предметы (Биология)
  • Искусство (Изобразительное искусство, Музыка)
  • Технология (Технология)
  • Физическая культура и ОБЖ (Физическая культура).

Часть учебного плана 5-х классов  формируемая участниками образовательных отношений, представлена 3часами учебного времени в неделю. С целью удовлетворения образовательных запросов родителей и учащихся 5-х классов предусматривает:

- изучение предмета «Обществознание» в объеме 1 час в неделю с целью успешного решения проблем социализации младших подростков. Предмет «Обществознание» в 5-м классе обеспечивает преемственность по отношению к предмету  «Окружающий мир», изучаемому на уровне начального общего образования;

- в рамках реализации обязательной предметной области ОДНКНР изучается курс «Основы духовно - нравственной культуры народов России» в объеме 1 час в неделю;

- с целью увеличения объема двигательной нагрузки учащихся, выполнения образовательной программы по предмету «Физическая культура» в полном объеме добавлен 1 час для изучения предмета «Физическая культура».

Обязательная часть учебного плана для 6-х классов представлена следующими предметными областями и учебными предметами:

  • Русский язык и литература (Русский язык, Литература)
  • Иностранные языки (Иностранный язык (Английский)
  • Математика и информатика (Математика)
  • Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География)
  • Естественнонаучные предметы (Биология)
  • Искусство (Изобразительное искусство, Музыка)
  • Технология (Технология)
  • Физическая культура и ОБЖ (Физическая культура).

Часть учебного плана 6-х классов  формируемая участниками образовательных отношений, представлена 2 часами учебного времени в неделю. С целью удовлетворения образовательных запросов родителей и учащихся 6-х классов часы использованы:

- для реализации краеведческого подхода в естественнонаучном и общественно-научном образовании включено изучение краеведческих модулей в рамках учебных предметов «География» в объеме 0,5 час/нед. и «Биология» в объеме 0,5 час/нед.;

- с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни на изучение предмета «Физическая культура».

При проведении занятий по предметам «Иностранный язык (Английский)», «Технология» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.


Внеурочная деятельность обучающихся на уровне начального и основного общего образования (ФГОС) является обязательной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

- оказание помощи в поисках «себя»;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

В качестве организационной модели внеурочной деятельности определена оптимизационная модель, предполагающая использование внутренних ресурсов образовательного учреждения. В реализации плана внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники школы (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, классные руководители).

Часть часов внеурочной деятельности реализуется учителями школы, часть часов – педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, классными руководителями. Создано общее программно – методическое пространство.
В классах с раздельно-параллельным обучением предусмотрено совместное проведение отдельных занятий внеурочной деятельности.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса МБОУ СОШ № 49 и организуется по направлениям развития личности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся:

- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
- социальное.

Уровень среднего общего образования (10-11 классы ФКГОС)

Обучение в старшей школе направлено на реализацию следующих целей:

• формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

• дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

• обеспечение учащимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

В МБОУ СОШ № 49 г. Белгорода реализуется модель многопрофильной школы. В школе представлены следующие профили:

• экономико-математический,
• физико-математический,
• химико-биологический,
• архитектурный.

Учебные предметы федерального компонента государственного образовательного стандарта представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Экономико-математический профиль включает базовые образовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), география, химия, биология, физика, информатика и ИКТ, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет «Право» представлен как самостоятельный предмет на базовом уровне. Профильные образовательные предметы экономико-математического профиля представлены следующими дисциплинами: математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия), экономика, обществознание. Часы компонента образовательного учреждения выделяются на изучение элективных курсов математической, филологической, обществоведческой направленности.

Профильные образовательные предметы экономико-математического профиля представлены следующими дисциплинами: математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия), обществознание, экономика.

Физико-математический  профиль  включает базовые образовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), история, обществознание (включая экономику и право), география, химия, биология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Профильные образовательные предметы физико-математического профиля представлены следующими дисциплинами: физика, информатика и ИКТ, математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия).

Архитектурный  профиль включает базовые образовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), история, обществознание (включая экономику и право), география, химия, биология, информатика и ИКТ, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Профильные образовательные предметы архитектурного профиля представлены следующими дисциплинами: математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия), физика. Часы компонента образовательного учреждения выделяются на следующие элективные курсы: «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», «Рисунок», «Черчение», «Композиция», «Проектирование», способствующие не только углублению и расширению и интеграции знаний учащихся по предметам, а также знакомству с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, созданию условий для осознанного выбора учениками направлений дальнейшего обучения, связанных определенными видами профессиональной деятельности.

Среднее общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией в форме единого государственного экзамена или выпускного государственного экзамена.

Обучающиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

Изучение иностранных языков

В школе осуществляется изучение английского языка со 2 по 11 классы.